Страх сцены

Успех выступления на сцене с танцевальной программой во многом зависит от психологической подготовки каждого из участников. При сольном выступлении танцор – один в поле воин и должен полагаться только на свои силы и принимать в расчет только их. При коллективном выступлении уверенными в своих силах должны быть все танцоры. Только так, общими усилиями, исполнение достигнет совершенства. Психологами давно доказано, что настрой одного человека, его желание быть лучшим, в командном выступлении сливается с таким же желанием других людей. Тогда появляется единство, и вся положительная энергетика идет на достижение поставленных целей. Это справедливо не только для танца, но и для любой деятельности человека.

Существует множество способов снять волнение перед публичным выступлением. Они очень просты и незамысловаты. Но многие люди почему-то не хотят воспользоваться советами психологов, не веря в их действенность. В книге Владимира Леви «Приручение страха» подробно описываются эти самые способы. Автор советует: перед тем как выйти на публику, нужно расслабить, насколько это возможно, мышцы, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и произнести «какие-нибудь талисманные для тебя слова», для самого Леви такой фразой является - «да будет воля Твоя». Но не стоит забывать, что волнение не уйдет полностью. Владимир Львович предлагает концентрироваться на нем. Это приведет к тому, что страх «превратится в боевое возбуждение».

Одна знакомая автора этой статьи, психолог, посоветовала следующее. Перед выступлением обязательно надо представить все то, что должно произойти. Как бы перенестись в будущее, прокрутить несколько вариантов исхода данной ситуации. Закрываем глаза, мысленно воссоздаем изображение помещения, где предстоит выступать, сцену, декорации, публику, конечно же, себя и команду (если выступление не одиночное). Теперь стараемся воспроизвести все действия до мельчайших подробностей: выход, танец, аплодисменты, уход. Сначала выступление будет удачным, зрители довольны, чувствуешь радость во всем теле. Но стоит быть готовым и к провалу… Теперь изображаем все то же самое. Только во время танца, ты уже запутался в движениях, возможно даже упал, подвел свою команду, своих друзей. Волнения от этого упражнения не убавится. Но, по крайней мере, ты уже будешь готов к любому исходу. К тому же, представив возможный позор, понимаешь, насколько не хочется, чтобы так произошло. И мозг настраивается на работу, не дает отвлечься, всеми силами контролирует твое тело.



Воспользовавшись услугой онлайн-консультации на сайте www.webpsycholog.com , я получила вот такой развернутый ответ. «Волнение – естественное состояние. Главное, чтобы оно не мешало, а помогало, добавляло эмоций в танец. Главный способ регуляции волнения: дышать! Наше дыхание всегда реагирует на внешние обстоятельства. Когда мы расслаблены и спокойны, наше дыхание бывает глубоким и равномерным, дышим мы при этом животом и боками грудной клетки, которые поднимаются и опускаются в ритме дыхания. Попадая в стрессовую ситуацию, наше дыхание становится судорожным и поверхностным. При этом мы дышим только грудью (грудное дыхание) или областью ключиц (ключичное дыхание), при котором организм снабжается кислородом в недостаточной степени. Такой вид кислородного голодания приводит к нарастающему состоянию телесной и душевной напряженности, которая может быть снята только осознанным дыханием. Поэтому, в любой ситуации, когда вам неспокойно – дышите! Дышите глубоко и медленно, но не натужно, без усилий. Это самый простой, быстрый и безотказный способ справиться с волнением!»

Среди некоторых танцоров распространены различные практики, служащие для настройки на танец перед выступлением. Главное правило - для того, чтобы сосредоточиться, необходимо по максимуму успокоиться. Это вам скажет любой психолог. Затем встать всей команде, взявшись за руки, в круг. В этот момент тренер должен по кругу произнести имя каждого из танцоров. Это объединяет, связывает людей, дает понять, что они не одиноки. Круг – символ равенства и на подсознательном уровне человек перестает чувствовать превосходство над другими участниками команды (если таковое присутствует).

Стоит сказать, что со временем волнение проходит. Для профессиональных танцоров танцы – это обычная работа. Когда люди ходят на работу, они ведь не волнуются? Мне удалось поговорить с одним из эстрадных танцоров. Его зовут Владимир Козаренко, он работает с группой «Гости из будущего», преподает клубные танцы и R’n’B в танцевальной школе Model-357 .

 

Владимир Козаренко



- В каких случаях вы волнуетесь перед выступлением?

- Я уже танцую лет 15, на профессиональной сцене 6 лет, с артистами, со звездами. Для меня самое важное это – первое выступление на сцене, то есть сама площадка. В Москве по несколько раз работаешь на одной и той же площадке, а волнуешься, когда эту сцену никогда не видел. Каждый следующий раз, хоть сколько времени будешь работать на этой сцене, уже не волнуешься.

- Есть ли в вашей команде какие-нибудь «традиции», помогающие настроиться на работу?

- Я сейчас работаю постоянно с двумя-тремя коллективами. С одними ребятами мы вообще ничего не делаем. «Пошли!» - и работать. С другими обнимаемся, поддерживаем друг друга. А обнимаемся для того, чтобы почувствовать друг друга перед выходом, чтобы «чувство локтя» потом сохранилось и на сцене. Но особо ничего такого не делаем. Профессионализм не нуждается в каких-то определенных ритуалах. Такие традиции могут сложиться в коллективе, которому уже много лет, типа «Тодеса». Возможно, когда ты приходишь в этот коллектив, а там уже сложилась какая-нибудь традиция, ты принимаешь ее и следуешь ей. А я работаю в молодом коллективе, там особо традиций нет.

- Есть ли у вас или у танцоров, выступающих с вами, какие-нибудь талисманы, обереги? Мне кажется, от них никакой пользы, но осознание того, что с тобой твой якобы талисман, психологически настраивает на положительную работу.

- Возможно, но у меня такого нет. Только профессионализм.

- Существуют ли какие-нибудь способы снять волнение перед выступлением?

- У большинства, с кем я работал, их нет. Это даже проще. Знаете, когда сильно волнуешься, пытаешься настроиться, молитву можно прочитать. Это перед очень ответственным выступлением случается. Бывает, начинаешь волноваться ни с того ни с сего. Все как обычно, а волнуешься. Отойдешь, настроишься. Многие так делают.

- А какое выступление было самое ответственное?

- Ответственных очень много: «Песня года», различные выступления с артистами. К ним привыкаешь и относишься как к рутине, к обычной работе. Порой даже обычное выступление тебе кажется ответственным. То есть, нет такого, что если это выступление в Кремле, там будет полный зал депутатов, ты должен волноваться. Бывает, вообще не волнуешься. Смеешься, смеешься, вышел, отработал и ушел. Как на репетициях. А бывает обычный «корпоратив», люди, выпившие уже - казалось бы, ничего такого, а все равно волнуешься.

Как я поняла по разговору, Владимиру не понять поднятую мной проблему. Видимо, он настолько влился в работу, что она для него стала привычным делом. Но это и понятно – многолетний опыт работы сыграл свою роль.

Как ты выступишь, как будешь настроен, зависит от тебя самого и от твоей команды. Если волнение угнетает и мешает, с ним необходимо бороться и не пренебрегать советами психологов. И стоит помнить, что со временем профессиональные навыки обязательно победят страх.



Источник: iDance, автор: Дарья Тимкина
Фото: www.model-357.ru , www.cvetkovicart.com , www.vorstadt.ch , www.southeastdance.org.uk ,
www.talentonline.co.nz

 

Hosted by uCoz