Страх сцены
Успех
выступления на сцене с танцевальной программой во многом
зависит от психологической подготовки каждого из
участников. При сольном выступлении танцор – один в поле
воин и должен полагаться только на свои силы и принимать
в расчет только их. При коллективном выступлении
уверенными в своих силах должны быть все танцоры. Только
так, общими усилиями, исполнение достигнет совершенства.
Психологами давно доказано, что настрой одного человека,
его желание быть лучшим, в командном выступлении
сливается с таким же желанием других людей. Тогда
появляется единство, и вся положительная энергетика идет
на достижение поставленных целей. Это справедливо не
только для танца, но и для любой деятельности человека.
Существует множество способов снять волнение перед
публичным выступлением. Они очень просты и
незамысловаты. Но многие люди почему-то не хотят
воспользоваться советами психологов, не веря в их
действенность. В книге Владимира Леви «Приручение
страха» подробно описываются эти самые способы. Автор
советует: перед тем как выйти на публику, нужно
расслабить, насколько это возможно, мышцы, сделать
несколько глубоких вдохов-выдохов и произнести
«какие-нибудь талисманные для тебя слова», для самого
Леви такой фразой является - «да будет воля Твоя». Но не
стоит забывать, что волнение не уйдет полностью.
Владимир Львович предлагает концентрироваться на нем.
Это приведет к тому, что страх «превратится в боевое
возбуждение».
Одна знакомая автора этой статьи, психолог, посоветовала
следующее. Перед выступлением обязательно надо
представить все то, что должно произойти. Как бы
перенестись в будущее, прокрутить несколько вариантов
исхода данной ситуации. Закрываем глаза, мысленно
воссоздаем изображение помещения, где предстоит
выступать, сцену, декорации, публику, конечно же, себя и
команду (если выступление не одиночное). Теперь
стараемся воспроизвести все действия до мельчайших
подробностей: выход, танец, аплодисменты, уход. Сначала
выступление будет удачным, зрители довольны, чувствуешь
радость во всем теле. Но стоит быть готовым и к провалу…
Теперь изображаем все то же самое. Только во время
танца, ты уже запутался в движениях, возможно даже упал,
подвел свою команду, своих друзей. Волнения от этого
упражнения не убавится. Но, по крайней мере, ты уже
будешь готов к любому исходу. К тому же, представив
возможный позор, понимаешь, насколько не хочется, чтобы
так произошло. И мозг настраивается на работу, не дает
отвлечься, всеми силами контролирует твое тело.
Воспользовавшись услугой онлайн-консультации на сайте
www.webpsycholog.com , я получила вот такой
развернутый ответ. «Волнение – естественное состояние.
Главное, чтобы оно не мешало, а помогало, добавляло
эмоций в танец. Главный способ регуляции волнения:
дышать! Наше дыхание всегда реагирует на внешние
обстоятельства. Когда мы расслаблены и спокойны, наше
дыхание бывает глубоким и равномерным, дышим мы при этом
животом и боками грудной клетки, которые поднимаются и
опускаются в ритме дыхания. Попадая в стрессовую
ситуацию, наше дыхание становится судорожным и
поверхностным. При этом мы дышим только грудью (грудное
дыхание) или областью ключиц (ключичное дыхание), при
котором организм снабжается кислородом в недостаточной
степени. Такой вид кислородного голодания приводит к
нарастающему состоянию телесной и душевной
напряженности, которая может быть снята только
осознанным дыханием. Поэтому, в любой ситуации, когда
вам неспокойно – дышите! Дышите глубоко и медленно, но
не натужно, без усилий. Это самый простой, быстрый и
безотказный способ справиться с волнением!»
Среди некоторых танцоров распространены различные
практики, служащие для настройки на танец перед
выступлением. Главное правило - для того, чтобы
сосредоточиться, необходимо по максимуму успокоиться.
Это вам скажет любой психолог. Затем встать всей
команде, взявшись за руки, в круг. В этот момент тренер
должен по кругу произнести имя каждого из танцоров. Это
объединяет, связывает людей, дает понять, что они не
одиноки. Круг – символ равенства и на подсознательном
уровне человек перестает чувствовать превосходство над
другими участниками команды (если таковое присутствует).
Стоит сказать, что со временем волнение проходит. Для
профессиональных танцоров танцы – это обычная работа.
Когда люди ходят на работу, они ведь не волнуются? Мне
удалось поговорить с одним из эстрадных танцоров. Его
зовут Владимир Козаренко, он работает с группой
«Гости из будущего», преподает клубные танцы и R’n’B в
танцевальной школе Model-357 .
Владимир
Козаренко
- В каких случаях вы волнуетесь перед выступлением?
- Я уже танцую лет 15, на профессиональной сцене 6 лет,
с артистами, со звездами. Для меня самое важное это –
первое выступление на сцене, то есть сама площадка. В
Москве по несколько раз работаешь на одной и той же
площадке, а волнуешься, когда эту сцену никогда не
видел. Каждый следующий раз, хоть сколько времени будешь
работать на этой сцене, уже не волнуешься.
- Есть ли в вашей команде какие-нибудь «традиции»,
помогающие настроиться на работу?
- Я сейчас работаю постоянно с двумя-тремя коллективами.
С одними ребятами мы вообще ничего не делаем. «Пошли!» -
и работать. С другими обнимаемся, поддерживаем друг
друга. А обнимаемся для того, чтобы почувствовать друг
друга перед выходом, чтобы «чувство локтя» потом
сохранилось и на сцене. Но особо ничего такого не
делаем. Профессионализм не нуждается в каких-то
определенных ритуалах. Такие традиции могут сложиться в
коллективе, которому уже много лет, типа «Тодеса».
Возможно, когда ты приходишь в этот коллектив, а там уже
сложилась какая-нибудь традиция, ты принимаешь ее и
следуешь ей. А я работаю в молодом коллективе, там особо
традиций нет.
- Есть ли у вас или у танцоров, выступающих с вами,
какие-нибудь талисманы, обереги? Мне кажется, от них
никакой пользы, но осознание того, что с тобой твой
якобы талисман, психологически настраивает на
положительную работу.
- Возможно, но у меня такого нет. Только
профессионализм.
- Существуют ли какие-нибудь способы снять волнение
перед выступлением?
- У большинства, с кем я работал, их нет. Это даже
проще. Знаете, когда сильно волнуешься, пытаешься
настроиться, молитву можно прочитать. Это перед очень
ответственным выступлением случается. Бывает, начинаешь
волноваться ни с того ни с сего. Все как обычно, а
волнуешься. Отойдешь, настроишься. Многие так делают.
- А какое выступление было самое ответственное?
- Ответственных очень много: «Песня года», различные
выступления с артистами. К ним привыкаешь и относишься
как к рутине, к обычной работе. Порой даже обычное
выступление тебе кажется ответственным. То есть, нет
такого, что если это выступление в Кремле, там будет
полный зал депутатов, ты должен волноваться. Бывает,
вообще не волнуешься. Смеешься, смеешься, вышел,
отработал и ушел. Как на репетициях. А бывает обычный «корпоратив»,
люди, выпившие уже - казалось бы, ничего такого, а все
равно волнуешься.
Как я поняла по разговору, Владимиру не понять поднятую
мной проблему. Видимо, он настолько влился в работу, что
она для него стала привычным делом. Но это и понятно –
многолетний опыт работы сыграл свою роль.
Как ты выступишь, как будешь настроен, зависит от тебя
самого и от твоей команды. Если волнение угнетает и
мешает, с ним необходимо бороться и не пренебрегать
советами психологов. И стоит помнить, что со временем
профессиональные навыки обязательно победят страх.
Источник:
iDance, автор: Дарья Тимкина
Фото:
www.model-357.ru ,
www.cvetkovicart.com ,
www.vorstadt.ch ,
www.southeastdance.org.uk ,
www.talentonline.co.nz
|